- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эффективность государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город ноябрьск и пути ее совершенствования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007290 |
Тема: | Эффективность государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город ноябрьск и пути ее совершенствования |
Содержание
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Факультет _______МО__________ Кафедра _______ЭО________ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ ___________________________Ф.И.О. «____»_______________________ 201___г. ЗАДАНИЕ на ВКР обучающегося Федоров Игорь Николаевич (Ф.И.О. обучающегося полностью) Тема ВКР: эффективность государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город ноябрьск и пути ее совершенствования 2. Структура ВКР: Введение Глава 1. Инновационная деятельность как объект государственной инновационной политики 1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности 1.2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности Глава 2. Практика государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск 2.1. Задачи, цели и мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск 2.2. Анализ эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск Глава 3. Пути совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск 3.1. Проблемы государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск 3.2. Пути совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск Заключение Список использованной литературы Приложения 3. Основные вопросы, подлежащие разработке. Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования. Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. В пункте 1.1 необходимо раскрыть понятие и сущность инновационной деятельности. Необходимо сравнить суть терминов «новшество», «нововведение» и «инновация». Особое внимание следует предпосылкам появления, функциям, классификации инноваций. Также следует раскрыть сущность инновационного процесса. В пункте 1.2 необходимо подробно описать формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности. При этом необходимо освятить значимость инноваций для государства, а также цели, задачи, принципы и функции государственной инновационной политики. Кроме этого необходимо рассмотреть формы государственного регулирования и формы государственной поддержки, уделив особенное внимание отраженным в федеральном законодательстве. Глава 2 должна носить практический и расчетный характер. В ней на основании данных по реализации подпрограммы «Инновационное развитие в муниципальном образовании город Ноябрьск» на 2014 - 2025 годы» муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск» на 2014 - 2025 годы» необходимо провести оценку и анализ эффективности государственной поддержки инновационной деятельности за два года. В пункте 2.1 необходимо дать характеристику муниципального образования город Ноябрьск, обратив внимание на его особенности. Донести сведения о приоритетных направлениях развития как города, так и Ямало-Ненецкого автономного округа в целом. В пункте 2.2 на основании утвержденной муниципальными правовыми актами методики необходимо провести подробную оценку и анализ эффективности государственной поддержки инновационной деятельности за два года, с использованием соответствующих аналитических таблиц и показателей. В Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате оценки и анализа эффективности государственной поддержки инновационной деятельности за два года необходимо выработать и сформулировать нерешенные проблемы субъектов инновационной деятельности и предложения, направленные на улучшение государственной поддержки в муниципальном образовании город Ноябрьск. Для облегчения формулирования предложений, рекомендуется изучить статьи в периодической печати и рекомендации специалистов-практиков по данному вопросу. В заключении необходимо отразить основные положения дипломной работы и сформулировать общие выводы. В приложение выносятся расчетные таблицы и копии отчетности объекта исследования за выбранные для анализа периоды. 4. Исходные данные по ВКР: Основная литература: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №?117-ФЗ. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 № 254-ФЗ. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.04.2011 № 34-ЗАО. Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» от 14.12.2011 № 839. Решение Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года и комплексного плана реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года» от 18.12.2015 № 54-Д. Постановление Администрации города «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск» на 2014 - 2025 годы» от 26.11.2013 № П-1546. Постановление Администрации города «Об утверждении Порядка разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования город Ноябрьск» от 11.09.2013 № П-1168. Постановление Администрации города «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов на реализацию инновационных проектов субъектами инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск» от 15.09.2015 № П-1021. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. – М.: Торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 380 с. Васильева, Л.Н., Муравьева, Е.А. Методы управления инновационной деятельностью - М.: КноРус, 2010. - 320 с. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: Методология и практика – М.: Финансы и статистика, 2013. – 400 с. Ильдеменов, С.В., Ильдеменов, А.С., Воробьев, В.Л. Инновационный менеджмент — М.: ИНФРА-М, 2011. – 368 с. Инновационный менеджмент. Изд. 2-ое, перераб. доп. – Казань: Изд-во «Фолиантъ», 2011. – 162 с. Лившиц И. Государство в рыночной экономике. //Российский экономический журнал, - № 11-12, - 2013. – С. 58-63. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2011. – 298 с. Наука, технологии и инновации России-2014. Краткий статистический сборник. М.: ИПРАН РАН, 2014. С. 54. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент - СПБ.: Санкт-Петербург, 2010. - 318 с. Дополнительная литература: Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. - 187 с. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. //Мировая экономика и международные отношения, - № 10-11, - 2013. Воробьева И. М. Государственная поддержка инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2015. №11. — С. 787-791. Гохберг Л., Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования //Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 116-121. Егоршин, А.П. Управление персоналом — Н.Новгород, 2012. – 424 с. Ендовицкий Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: Учеб. Пособие – М.: Финансы и статистика, 2013. – 352 с. Заставенко Н., Райзберг Б. Государственные программы и рынок. //Экономист, - №3, - 2013. Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент: Учеб.пособие. – Ростов/Д: Феникс, 2014. – 320 с. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб.пособие. – М.: Юристь, 2013. – 458 с. Игошин Н.В. Инвестиции: Организация управления и финансирования: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 542 с. Лисин, И.С. Значение и цель инноваций в социально-экономическом развитии общества // Экономика и предпринимательство. – 2012. - № 4(27). - С. 88 - 93. Юданов, А.Р. Что такое инновационная фирма? //Вопросы экономики. - 2012.- № 7.С. – 88-91. Руководитель: __________________________ подпись расшифровка Обучающийся задание получил: «____»______________ 201____г. Обучающийся ________________________ подпись расшифровка СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………9 ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………….…..12 1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности………………….12 1.2. Формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………………………..................................28 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НОЯБРЬСК…………………………………………....41 2.1. Задачи, цели и мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск.41 2.2. Анализ эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск………………….47 ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НОЯБРЬСК……………….....57 3.1. Проблемы государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск…………………………………57 3.2. Пути совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск.59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..76 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...80 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень мероприятий подпрограммы «Инновационное развитие в муниципальном образовании город Ноябрьск» на 2014 - 2025 годы муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск» на 2014 - 2025 год……………………………………………………………………………………80 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сведения о целевых показателях (индикаторах) эффективности реализации муниципальной программы «Формирование устойчивого экономического развития муниципального образования город Ноябрьск» на 2014 - 2025 годы» муниципального образования город Ноябрьск…………………………………………………………………………….83 ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших проявлений современной экономики является рост значимости инноваций. Результаты научных исследований, новые знания и технологии играют все большую роль в конкурентной борьбе, являются движущей силой экономического развития. Инновационное развитие экономики – сложный динамический процесс, в котором тесно переплетены проблемы, связанные с необходимостью формирования и развития интеллектуального потенциала общества, углубления исследований и разработок, освоения новых технологических открытий и изобретений в виде прорывных технологий, прогрессивной техники и оборудования, новых видов сырья, с выбором оптимальных современных форм организации и управления производством. Решение всех этих проблем требует эффективного использования финансовых ресурсов, поиска дополнительных источников финансирования, привлечения потенциальных инвесторов. Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием на пути инновационного развития общества. Понимание данной ситуации нашло свое отражение в Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года, согласно которой благоприятные перспективы обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития муниципального образования г. Ноябрьск на период до 2025г. как конкурентоспособного, инвестиционно-привлекательного и финансово-самодостаточного муниципального образования, связаны с реализацией важнейших инвестиционных проектов, в перечень которых включено существенное усиление инновационной составляющей муниципальной экономики за счет поддержки инновационных предприятий в рамках бизнес-инкубатора. Создание инновационной модели экономики муниципального образования город Ноябрьск наиболее актуально в связи со сложившейся нелегкой ситуацией в экономике страны в целом. Таким образом на передний план органов местного самоуправления выходит вопрос о стимуляции инновационной деятельности в городе. Проблематика исследования государственной поддержки инновационной деятельности является одной из самых интересных и актуальных в настоящее время как для предприятий, так и для общества в целом. Цель дипломной работы – определить эффективность государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск. Государственная поддержка необходима для активного развития инновационной деятельности. Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: изучить сущность инновационной деятельности; рассмотреть формы и методы государственного регулирования инновационной поддержки; определить задачи, цели и мероприятия государственной поддержки в муниципальном образовании город Ноябрьск; провести анализ государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск; определить проблемы государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск; дать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск. Предметом исследования является государственная поддержка инновационной деятельности в муниципальном образовании города Ноябрьск. Объект исследования – Администрация города Ноябрьска. В работе использовались следующие научные методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, гипотеза, изучение критериев оценки эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Ноябрьск. Для написания работы использовались специальная литература и периодика, а также данные департамента экономики Администрации города Ноябрьска. ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей. Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения. Термин «инновация» появился в научных исследованиях культорологов еще в XIX в. И буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX в. Стали изучаться закономерности технологических нововведений. Их роль в экономическом развитии рассматривалась в работах Кондратьева Н., посвященных большим циклам конъюнктуры. В 30-х г. XX в. Й.Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил именно внедрению новшеств в хозяйство государства. Также в ходе исследований выяснилось, что источниками прибыли могут стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах (эта возможность обеспечения конкурентоспособности организации всегда кратковременна и имеет), но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность и экономическую выгоду, по сути, безграничен. Понятие «инновация» тесно связано с терминами «новшество» и «нововведение». Новшество – это конкретный оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности (близко к понятию «изобретение»). Нововведение – это комплексный процесс внедрения, распространения и использования новшеств, ориентированных на экономический, социальный и прочие виды эффекта, с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, технологиях более высокого качественного уровня. Инновация – это коммерческое использование результатов творческой деятельности, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности. Прогрессивное новшество, задействованное в динамике, до определенной степени резвившееся и являющееся новым социально-экономической системы (принимающей и использующей его), становится нововведением. С момента принятия к коммерческому распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Выделяются три ключевых составляющих инновации: потребность, подлежащая удовлетворению, т.е. функция или набор функций, которые нужно выполнить;; концепция объекта или совокупность объектов, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея; компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния. Появление инновации может быть обусловлено следующим: спрос на определенный продукт (товар, услуг) со стороны общества, его институтов, отдельных лиц. Это реакция на существующие потребности. Данный вариант можно назвать эволюционным; «изобретательство» - интеллектуальная деятельность человека по созданию чего-то нового; деятельность, направленная на удовлетворение спроса, который отсутствует, но может сформироваться с появлением этого нового, либо радикально меняющая представление об известном. Это революционный путь. Обществу для устойчивого и динамического развития необходимо сочетание этих двух направлений. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к радикально новым идеям. Известный американский специалист в области управления П. Друкер выделил семь основных источников инноваций. Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде). Самые богатые возможности для эффективной инновации дает неожиданный успех. При этом инновационные возможности связаны с меньшим риском получения негативного результата, а осуществление инноваций – менее трудоемко. Неудача редко воспринимается как вероятность нового. Однако это явный сигнал, что организации требуются изменения. Следует иметь в виду, что благоприятные инновационные возможности создают не любые неожиданные события, а только те, которые позволяют использовать имеющиеся в организации знания и опыт в несколько иной обстановке. Несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это может выражаться в следующем: несоответствие между экономическими показателями. Увеличению спроса на продукцию и росту объемов ее производства должен соответствовать и рост прибыли. Несоответствие динамики этих показателей в масштабах отрасли или ее крупного сектора свидетельствует о кризисной ситуации. Новатор, заметивший это и нашедший решение проблемы, может рассчитывать на длительный успех; несоответствие между реальностью и представлением о ней возникает в тех случаях, когда руководители отрасли опирается на ошибочные предпосылки и неверно трактуют сложившуюся ситуацию. Таким образом усилия сосредотачиваются в областях, где положительных результатов не существует; несоответствие между ценностями покупателями и представлениями о них руководителей; незнание мотивов поведения покупателей. Это предполагает непосредственный контакт с покупателями, что позволяет «подстраивать продукцию» под их потребности и постоянно улучшать свойства товара. Потребности производственного процесса. В производственной деятельности часто возникают ситуации, когда «узкие места» технологического процесса мешают развитию бизнеса. При этом возникает необходимость замены слабого звена или перестройки существующего процесса в соответствии с новым уровнем знаний. Изменения в отраслевых и рыночных структурах. Известны следующие показатели грядущих перемен: объем производства в отрасли растет быстрее, чем численность населения или экономика в целом; сближение (конвергенция) технологий; изменение характера производственных операций и пр. Инновации, использующие изменения в отраслевой и рыночной структурах, особенно эффективны, когда на рынке доминирует одна или несколько компаний-производителей товаров и услуг. Они привыкают к многолетнему успеху и поэтому пренебрегают новичками компаний, входящих в отрасль. Когда новички осуществляют передел рынка, крупные корпорации не могут достаточно быстро и эффективно мобилизовать силы для борьбы. Демографические изменения - численность населения, его половая и возрастная структура, занятость населения, уровень образования и доходов и т.д. – очень сильно влияют на объем спроса товаров и услуг, что открывают возможности для инноваций. Изменения в восприятии и настроении населения. С точки зрения перспектив развития бизнеса важно знать возрастное распределение населения, а в нем крупнейшую и быстро растущую целевую группу. Именно она вызовет резкое изменение преобладающих в обществе потребностей и ценностей. Также следует оценить перемены в распределении групп с определенным уровнем образования, профессиональной квалификацией и т.д. Настоящее время характеризуется подвижностью социальных приоритетов и общественных взглядов, которые меняют стиль жизни, создавая благоприятную среду для бизнеса. Однако следует помнить, что в этой ситуации важно различать подлинные изменения в настроении людей от следования моде. Новое знание (научное и ненаучное). Хотя неопределенность часто воспринимается как отрицательная характеристика, в управлении исследованиями и разработками это синоним возможностей, несущих большую отдачу. Осуществление инноваций, основанных на новом знании, характеризуется наибольшими затратами времени по сравнению с другими инновационными путями. Кроме этого, они требуют сочетания знаний, полученных в разных областях. Приведенная классификация весьма условна. Так, неожиданный успех, который выделен в самостоятельный фактор, может рассматриваться и в других классах (например, как новое знание). Все эти источники инноваций взаимосвязаны и пересекаются. Инновации выполняют несколько социально-экономических функций: Являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, НТП, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, - повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его ступени к ступени); Расширяют круг производимых продукции и услуг, улучшают их качество, что способствует удовлетворению и росту потребностей каждого человека и общества в целом (закон возвышения и дифференциации потребностей); Дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, создавая продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда); Помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере (закон пропорциональности развития). Инновация как процесс с повышенной интеллектуальной насыщенностью обладает важными свойствами. Длительность. Средние сроки окупаемости инновационных разработок достаточно высокой степени радикальности составляют от четырех до семи лет. Повышенная неопределенность и высокие риски. Это является родовым свойством инновационной сферы. В данном случае неопределенность – это невозможность в полном объеме структурировать представление об условиях принятия инновационного решения (элементы проблемной ситуации, их взаимосвязи и тенденции развития), информационную (связанную с отсутствием у лица, принимающего решение, необходимой информации, которая может быть доступной) и интеллектуальную (обусловленную способность лица, принимающего решение, осмыслить информацию определенного масштаба и сложности). Риск – это вероятностная и стоимостная оценка реализации негативной составляющей экономической тенденции (явления, события), позиционированной в инновационной сфере. Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация создает новый спрос, который вследствие эффекта замещения изменяет логику и структуру отрасли, приводя в действие детерминированные и неформализуемые (нелинейные) механизмы перемен, которые еще более усиливают структурные сдвиги. «Человекоемкость». Основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать новые идеи. От прочих видов экономической деятельности инновационная активность отличается максимальной степенью самомотивации. Вместе с тем высокая внутренняя мотивированность и ответственность за результат делают исследователей слабовосприимчивыми к воздействиям инструментов традиционного менеджмента. Возникает необходимость гибкой самоорганизации, размытости и подвижности ролей в инновационном процессе. Особый характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей, в отличие от всех остальных сфер бизнеса, не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение еще не равносильно коммерческому успеху инновации. Особенности инновационного целеполагания: слабая структурированность (как следствие высокой неопределенности) инновационных проблем, возможностей, условий, решений; двойственный характер инновационного процесса, соединяющего черты исследования (науки) и бизнеса. Внутренняя противоречивость (парадоксальность). Инновация, являясь бизнес-процессом и в этом качестве стремясь к максимально безрисковой эффективности, в основе своей созидательно-творческий высокорисковый процесс. Список «парадоксов» в изложении Ф. Янсена: инновация – творческое разрушение; успешной инновации требуется как хаос, так и контроль; управление инновацией направлено на уменьшение неопределенности и в то же время на использование этой неопределенности, инновация фокусируется на устранении барьеров или «узких мест», но, в свою очередь, создает новые барьеров и «узкие места», причем не только ожидаемые, но и непредсказуемые. Существует достаточно большое количество классификаций инноваций, рассмотрим некоторые из них. По характеру потребности выделяют материально-технические и социальные инновации. Материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации обеспечивают рост прибыли как за счет средств повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу). Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции; увеличения объема производства вследствие эффективного использования имеющихся мощностей; возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии и прочего. Существует определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых инноваций: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем – технологические инновации, а завершающий цикл – модификация продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов. Социальные инновации позволяют продемонстрировать уровень ответственности организации по отношению к персоналу и обществу, улучшить положение на рынке труда, сформировать необходимый имидж у клиентов и пр. Особенности социальных инноваций по сравнению с материально-техническими заключается в следующем: более тесная связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой; большая сфера применения, так как реализация технических новшеств часто сопровождается управленческими, организационными и прочими нововведениями, в то время как сами социальные инновации, как правило, не требуют нового технического решения; меньшая наглядность обеспечения преимуществ и сложность расчета эффективности; особая авторская активность и прочее. По потенциалу новизны выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации. Радиальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов управления. Потенциальными результатами является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Эта группа инноваций не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная. Улучшающие инновации приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью, заключенной в них новизны) наиболее распространены. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется. Комбинаторные инновации представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикальный характера. К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. По принципу отношения к существующей системе инновации подразделяют на: замещающие, предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций; отменяющие, исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен; возвратные, подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения; открывающие, создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников. ретровведения, воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации. По особенностям инновационного процесса выделяют внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные инновации, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса. В зависимости от источников инициативы или происхождения идеи инновации подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные). Классификация инноваций позволяет реализующей их организации: провести более точную идентификацию каждой инновации и определить ее место среди других, а также возможности и ограничения на ее использование; обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом инновации и соответствующей стратегии организации; осуществить системное управление инновациями на всех этапах жизненного цикла; разработать организационно-экономический механизм реализации инновации и ее замены в случае устаревания; определить меры, позволяющие уменьшить воздействие инновации на устойчивость и равновесие организационной системы и прочее. Инновационный процесс – это совокупность действий по созданию и преобразованию знаний в новую продукцию (или услугу), признаваемую потребителями. В целом, инновационные процессы обладают следующими чертами: Носят циклический характер – одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований; Имеют вероятностный характер – внедрение и продвижение инноваций на рынке всегда является трудно предсказуемым, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей; Отличаются межорганизационным характером – необходимо взаимодействие различных организаций (научно-исследовательских институтов, инжиниринговых, консалтинговых, финансовых и прочих организаций); Имеют межотраслевой характер – инновации могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость. Содержание инновационного процесса охватывает этапы разработки и освоения, как новшества, так и нововведения. Учитывая различия в трактовках данных понятий, их жизненные циклы также имеют разную структуру. Основу жизненного цикла новшества составляют научные исследования и опытно-конструкторские работы, то есть происходит формирование нового продукта. Жизненный цикл нововведения, прежде всего, связан с переносом новшества в сферу потребления. Оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Жизненный цикл новшества включает: Исследовательский этап. Фундаментальные исследования – получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Реализация государственной молодежной политики в регионе (муниципальном образовании городском округе «Воркута» Республики Коми)
- развития системы государственной финансовой поддержки АПК Российской Федерации в направлении совершенствования налогового стимулирования
- Реализация государственной молодежной политики в регионе и пути ее совершенствования